Источник:
Сегодня на повестке дня – защита прав и
законных интересов потребителей туристических услуг. Для этого в Беларуси
подготовлен новый Закон о туризме, который предусматривает все эти моменты.
Закон находится в Парламенте.
Впервые о необходимости подобного
документа речь шла после банкротства крупного российского туроператора, с
которым сотрудничали многие белорусские турфирмы. В итоге обязательства перед
туристами оказались не выполнены. А возврат средств, уплаченных за путевки,
стал головной болью для 400 белорусов, к тому моменту купивших туры этой
компании, и 89 человек, уже находившихся на курортах.
Когда стали разбираться, то выявилось, что
туристическим бизнесом у нас мог смело заниматься любой. Даже тот, кто
не был способен обеспечить финансовые гарантии, не имел опыта работы
в туризме, а лишь наловчился перепродавать туры крупных операторов.
В других государствах это априори невозможно – там, прежде чем приступить
к подобному виду деятельности, надо все же доказать, что ты специалист в
этой отрасли, обеспечен финансовыми или страховыми гарантиями, имеешь
надлежащим образом подготовленный персонал.
Вышеописанная ситуация является крупным,
но лишь одним из многих случаев неисполнения туроператорами своих обязательств
перед своими агентами и туристами за последние несколько лет, что послужило
основной причиной подготовки проекта нового Закона о туризме.
Возникшая в последующем пандемия
коронавируса лишь обострила и без того уже сложившуюся негативную тенденцию в
туризме: туркомпаниям снова пришлось возвращать деньги за нереализованные
поездки или пытаться переносить их на будущее. При этом если в некоторые
курортные места переносы состоялись удачно, то когда реализуются перенесенные
поездки в европейские страны, до сих пор оставляющие свои границы на замке, –
по-прежнему вопрос из вопросов. Ситуация с распространением коронавируса и ее
последствия снова существенно обострили проблемы незащищенности прав и законных
интересов туриста и его взаимоотношений с туроператором и турагентом.
Главная цель новаций, предлагаемых
проектом нового Закона о туризме, – создать более надежный механизм защиты
обычного человека, приобретающего тур. Новый Закон специалисты Министерства
спорта и туризма вырабатывают совместно с депутатами Палаты представителей
Национального собрания и широким кругом заинтересованных (Министерство
финансов, Министерство антимонопольного регулирования и торговли, Министерство
экономики, Министерство юстиции, Белорусская ассоциация страховщиков,
Региональное общество защиты потребителей, представители туристического
бизнес-сообщества) при активном участии регионов.
Как сказал работающий над законопроектом
депутат профильной комиссии Палаты представителей по здравоохранению,
физической культуре, семейной и молодежной политике Павел Михалюк, это очень
своевременный и нужный Закон.
Его принятие преследует, прежде
всего, совершенствование механизма осуществления туристической
деятельности в нашей стране и улучшение юридического положения граждан,
становящихся потребителями туристических услуг, защиты их прав и законных
интересов. Будут также определены и уточнены полномочия в регулировании данной
отрасли Совета Министров, Министерства спорта и туризма, местных исполнительных
и распорядительных органов.
Новый закон прежде всего базируется
на нормах действующих правовых актов, но вместе с тем учитывает и все
самые свежие нюансы, происходящие в отрасли и динамику их развития.
Среди наиболее фундаментальных новаций в
проекте нового Закона можно выделить разделение ответственности туроператоров и
турагентов (в настоящее время турагент, будучи лишь обычным реализатором туров,
призван в полном объеме отвечать перед потребителем, что является довольно
абсурдным, поскольку именно туроператор формировал поездку, бронировал места в
транспорте и гостинице и оказывал все сопутствующие услуги). Также водится
обязательное лицензирование деятельности экскурсоводов и гидов-переводчиков –
случайным людям и экскурсоводам без соответствующей профессиональной аттестации
будет поставлен заслон. Есть реакция и на то, что мы, как-никак, айти-страна –
будет закреплена возможность заключения договора оказания туристических услуг в
электронном виде. Плюс упорядочено использование аудио-гидов.
Но самый главный камень преткновения –
механизм финансовых гарантий туроператорв, организовывающих выездные туры.
Обсуждались три варианта их предоставления – банковские гарантии, заключение
договора страхования гражданской ответственности от форс-мажорных обстоятельств
в страховых компаниях и создание соответствующего страхового фонда самим
туроператором либо пулом. По этому параграфу разворачивались самые жаркие
дебаты, у каждого варианта представители отрасли видели свои плюсы и минусы. В
итоге в проекте оставлены все три варианта. Если такое положение сохранится – у
компаний будет право свободного выбора гарантии. Здесь тщательно изучался
зарубежный опыт, в первую очередь наших соседей (России, Польши, Латвии, Украины)
с учетом всех выявленных преимуществ и недостатков. Как показал зарубежный
опыт, и наши эксперты были с этим согласны - данные способы являются достаточно
действенными и вполне применимы в наших реалиях.
Новый закон признает, что, согласно
договору оказания туристических услуг, исполнителем является именно
туроператор, сформировавший маршрут поездки. При этом в договоре оказания
туристических услуг должна содержаться информация о туроператоре, о наличии у
него финансового обеспечения ответственности, порядок действий туристов в
случае необходимости возмещения вреда, указывать механизм разрешения возможных
конфликтных ситуаций.
Более полное регулирование получат и
вопросы, связанные с формированием и ведения реестра субъектов туристической
деятельности. Словом, предполагается дать ответы на все те вопросы, что мы
приводили вначале, и которые поставило время. С одной стороны, законопроект
призван укрепить механизм защиты прав потребителей и, следовательно, усилить
роль и ответственность туроператора. С другой стороны, понятно, что все это
наложит определенные обременения на туристический бизнес, но каждое такое
обременение должно быть логично, обосновано и призвано не навредить делу,
особенно в нынешних условиях. Новый Закон должен определить не декларативный, а
реальный механизм защиты туриста в случае возможных проблем.
Концептуальные подходы к регулированию
сферы туризма, заложенные в законопроекте, поддержаны абсолютным большинством
туристических союзов. Они согласованы с республиканскими органами государственного
управления и иными заинтересованными.
Нынешние реалии подводят к тому, чтобы
Закон был рассмотрен в Парламенте в ближайшее время. В свете развернувшейся
вокруг него активности будущее модернизированного закона и по его качественному
наполнению, и по срокам принятия выглядит вполне радужным.
Виктор Зуберев
0 Комментарии